Воспоминания

Ученики

Выпуск 1974 года

  1. Надежда Валевская (Ушакова)
  2. Горная Антонина
  3. Поэма о выпуске 1974

Горная Антонина - выпуск 1974 года

Наше многочисленное семейство Горных переехало в Зеленогорск из Песочной в 1959 году. Старший брат Николай в 1960 году пошел в первый класс в школу-интернат 48. Когда он учился в старших классах, в интернат пришел работать Исай Наумович Шейнис. И хотя пятеро из восьми детей-Горных учились в интернате, Исай Наумович только у меня был учителем, все остальные знали его как завуча школы.

Самое сильное из первых школьных впечатлений об Исае Наумовиче, что сразу всплывают в памяти - как Исай Наумович пришел к нам на урок в первый класс (это наверно из тех его проверок как завуча школы) и сел рядом со мной за парту. Я от волнения плохо соображала, стучало в голове и в сердце, смесь испуга с уважением была настолько сильной, что у меня даже температура поднялась. Потом он частенько садился рядом со мной на своих проверках, и как-то постепенно я к этому "столбняку" попривыкла. Еще один "стресс" из начальной школы - вручение букета цветов завучу на 1 сентября. Делалось это так: как из-под земли возникала дежурная воспитательница с роскошным букетом громадных гладиолусов и подталкивала меня в спину в направлении трибуны со словами "подаришь - как самая высокая девочка - самому высокому учителю".

Когда мы перешли в пятый класс школы-интерната 48, Исай Наумович начал преподавать у нас "Русский язык" и "Литературу". Он был очень строгим учителем, но никогда не повышал голоса, умел держать паузу, и хотя мы все боялись его, но уважали безмерно и очень любили его уроки. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все мое трепетное отношение к печатному слову, любовь к русской литературе в особенности, привито именно в школе. А знаменитый роман в стихах И.Н. Шейниса "Урок литературы в 8 классе", который он подарил нам на выпускном вечере, был написан после "прохождения" нашим классом "Евгения Онегина" - там все правда, так часто и бывало на его уроках, Исай Наумович так интересно рассказывал, читал, мы слушали затаив дыхание и немели. Помню один прекрасный розыгрыш: в восьмом классе перед выпускными экзаменами мы писали диктант по русскому с обилием словарных слов, Исай Наумович после его проверки показал нам тот же диктант, который мы писали в пятом классе, он оказывается все их хранил. Не помню как у других, а у меня была та же самая ошибка (соломенка).

К нам в пятый класс пришла воспитателем Тамара Александровна Рябченко. Она была острой на язычок, и мы поначалу все обижались и бегали жаловаться Иде Григорьевне Копыловой - нашей первой учительнице. Тамара Александровна нам спуску не давала, приучала к труду. Помимо классных часов и внешкольных мероприятий (мы с ее помощью оформляли школьный "музей космонавтов", проводили экскурсии в "музее Ленина"), мы часто гуляли с ней вечерами по Зеленогорским окрестностям и разговаривали обо всем, Тамара Александровна как родная мать учила нас дружбе, взаимовыручке, ответственности, развивала наши вкусы. А летом каждый год мы с ней ходили в походы - изучали красоту родного края - Линдуловская роща, Семиозерье, Ладога, Волхов, Ильмень, Волга, Селигер, Ока - это вам не фунт изюму! Деньги на проезд мы зарабатывали сами, всем классом работали на ставку дворника или посудомойки, а продукты Тамара Александровна ухитрялась "выписать" через интернатскую бухгалтерию.

В поход после 7-го класса с нами отправился Исай Наумович, наверное такой маршрут (Новгород-Осташков-Калуга-Москва) они придумали с Тамарой Александровной, неспроста, решили показать нам Калугу - свой город детства. Сейчас смешно вспомнить, а тогда нас очень волновало, как же звали Исая в детстве? В Калуге они навещали знакомых, а мы ходили кругами вокруг кафе "Чебурашка" - все время хотелось есть. У Исая Наумовича была с собой гитара, и он пел нам и на отдыхе и "на марше". Мы бесконечно могли слушать "Журавлей", очень хорошо помню, как он вдруг заиграл нам на гитаре "Лунную сонату". Наше совместное походное житье необычайно сблизило нас с учителями, Исая я перестала бояться именно после Калуги.

Исай и Тамара поженились, когда мы учились в восьмом классе, и мы, смеясь, называем свой выпуск "дитя любви". Я думаю потому нам столько досталось тепла и любви, что оба они были влюбленные и нас одаривали, не скупясь.

Когда я заканчивала 8 класс, наша семья получила новую квартиру в Ленинграде, я поступила в архитектурный техникум, началась новая "взрослая" жизнь. Мы с ребятами из класса (Аней Калининой, Надей Ушаковой, Ольгой Солдатовой, Ритой Врублевской, Андреем Федоровым, Володей Пономаревым (всех не перечислить) продолжали поддерживать отношения с Тамарой и Исаем (мы за глаза их по-другому не называли), приезжали в Зеленогорск на дни рождения, один раз даже Новый год отмечали вместе. Дом на Комсомольской улице был всегда открыт для нас, Исай Наумович и Тамара Александровна не только выслушивали нас, но и помогали советами. Если Тамара была занята с маленьким Сашей, то мы "держали отчет" перед Исаем, а он всегда был неизменно доброжелателен, радушен, всегда с гитарой в руках и, боже мой, как он заразительно смеялся.

Я часто приезжала в Зеленогорск со старшими сестрами и их детьми погулять, подышать заливом и соснами, пройтись бывшим двором. Иногда встречали Исая с Тамарой на улице или в парке, и каждый раз сестрицы называли его "самым красивым мужчиной Зеленогорска".

 
   
 
Web-дизайн и разработка сайта Юлия Скульская
© 2024 Авторская песня Исая Шейниса