Авторская песня

Авторская колонка Михаила Кане

Интернет-программа "Час бардовской песни"

2011 год
 1. 30 марта Послушать Скачать
 2. 11 апреля Послушать Скачать
 3. 27 апреля Послушать Скачать
 4. 12 мая Послушать Скачать
 5. 31 мая Послушать Скачать
 6. 17 июня Послушать Скачать
 7. 30 июня Послушать Скачать
 8. 13 июля Послушать Скачать
 9. 30 июля Послушать Скачать
10. 31 августа Послушать Скачать
11. 24 сентября Послушать Скачать
12. 20 октября Послушать Скачать
13. 20 ноября Послушать Скачать
14. 17 декабря * Послушать Скачать
 
* - Специальный выпуск
2012 год
 1. 6 января Послушать Скачать
 2. 25 января Послушать Скачать
 3. 15 февраля Послушать Скачать
 4. 29 февраля Послушать Скачать
 5. 17 марта Послушать Скачать
 6. 30 марта Послушать Скачать
 7. 25 апреля Послушать Скачать
 8. 10 мая Послушать Скачать
 9. 20 июня Послушать Скачать
10. 15 июля Послушать Скачать
11. 30 июля * Послушать Скачать
12. 31 августа Послушать Скачать
13. 10 сентября Послушать Скачать
14. 30 октября Послушать Скачать
15. 22 ноября Послушать Скачать
16. 20 декабря Послушать Скачать
   
* - Специальный выпуск
2013 год
 1. 25 января Послушать Скачать
 2. 24 февраля Послушать Скачать
 3. 14 марта Послушать Скачать
 4. 12 апреля Послушать Скачать
 5. 9 мая * Послушать Скачать
 6. 10 июня Послушать Скачать
 7. 23 июля Послушать Скачать
 8. 13 августа Послушать Скачать
 9. 15 сентября Послушать Скачать
10. 10 октября Послушать Скачать
11. 15 ноября Послушать Скачать
12. 14 декабря Послушать Скачать
* - Специальный выпуск
2014 год
 1. 19 января Послушать Скачать
 2. 16 февраля Послушать Скачать
 3. 18 марта Послушать Скачать
 4. 12 апреля Послушать Скачать
 5. 12 мая Послушать Скачать
 6. 11 июня Послушать Скачать
 7. 10 июля Послушать Скачать
 8. 31 августа Послушать Скачать
 9. 30 сентября Послушать Скачать
10. 24 октября Послушать Скачать
11. 24 ноября Послушать Скачать
12. 20 декабря Послушать Скачать
2015 год
 1. 21 января Послушать Скачать
 2. 24 февраля Послушать Скачать
 3. 24 марта Послушать Скачать
 4. 21 апреля Послушать Скачать
 5. 22 мая Послушать Скачать
 6. 20 июня Послушать Скачать
 7. 20 июля Послушать Скачать
 8. 20 августа Послушать Скачать
 9. 25 сентября Послушать Скачать


Интернет-программу можно прослушать прямо сейчас, нажав на Послушать. А для того, чтобы скачать выпуск программы, нажмите напротив ее названия на Скачать правой кнопкой мыши и выберите во всплывающем меню пункт "Сохранить объект как..." (в браузерах FireFox и Internet Explorer) или "Сохранить по ссылке как..." (в браузере Opera).

О бардовской песне

Михаил Азриельевич Кане

Впервые я взял в руки гитару студентом первокурсником ленинградского Политехнического в начале 60-х годов. По сей день выступаю как исполнитель и автор музыки. Многие годы - руководитель клуба песни "Восток", участник и председатель жюри фестивалей, автор и ведущий радиопрограммы "Не верь разлукам, старина - Час бардовской песни с Михаилом Кане" и т.д. В общем, накопился многолетний опыт, представления и "убеждения". Всё это у меня, безусловно, дилетантское, но и претензия небольшая - в конце концов, каждый имеет право на своё частное мнение.

Исторически эту необычную песню по мере распространения в народе называли по разному - городской фольклор, студенческая, туристская, альпинистская, геологическая, самодеятельная, авторская... Сегодня чаще говорят: "барды", "бардовская песня" - исключительно за неимением более удачного названия. Но, наверное, можно условиться, что интуитивно предмет обсуждения обозначен. Именно - интуитивно, поскольку примерно за полвека на несложный вроде бы вопрос: "Что такое бардовская песня?" однозначно и точно так никто и не ответил. Иначе говоря, термин (понятие) "бардовская песня" существует, а его определения нет. Вполне закономерен вопрос: а может быть оно и не нужно?

Иногда слышишь крайнее мнение, что вообще не существует различных песенных жанров (и бардовской песни - в частности), а все песни делятся только на хорошие и плохие. Такое суждение привлекает простотой, но не выдерживает критики. К примеру, несомненный ресторанный шлягер вряд ли восхитит чутких к высокому поэтическому слову любителей романса, а кумиру попсы наверняка придётся спасаться бегством из рок-клуба и т.д. Так что, "бардовская песня", как отдельный жанр - бесспорный факт. Дать ему определение - не самоцель. К тому располагает большая путаница и неразбериха в этом вопросе. С давних пор многие коллеги по бардовскому цеху, а также специалисты - филологи, музыковеды, культурологи вроде бы этим озадачились, но убедительный результат до сих пор не достигнут.

С вашего позволения приведу конкретный пример. Вот одно из недавно появившихся откровений: "Бардовская песня - это музыкальное интонирование поэтического слова". По первому чтению очень даже похоже на долгожданное определение! А теперь давайте внимательно разберемся. Широким жестом допустим, что одинаково понимаем: что такое "музыкальное интонирование", даже при том, очевидном факте, что не всякий мотивчик - музыка. Ну да ладно. Тем более, что "поэтическое слово" озадачивает куда больше. Скажем так: "В моей душе запечатлён портрет одной прекрасной дамы..." Кто бы спорил, что это "поэтическое слово"? Ну, а если так: "Марь Иванну любит наш цех - чудесней она женщин всех!". Заметьте - это тоже про прекрасную даму! Горький мой опыт подсказывает, что здесь спор будет! Сочинитель "на голубом глазу" спросит: почему это вы не считаете эту исполненную добрых чувств строку "поэтическим словом"? Сначала вы в полном возмущении залепечете что-нибудь вроде: "Поэзия - это язык души. А поэт - это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается...". Потом, увидев что "не доходит", возопите простыми словами, типа того, что коряво рифмованный текст - это не стихи. Ваш оппонент спокойно спросит: "А как отличить "не стихи" от стихов?". Печально, но ответить однозначно и точно вы не сможете, поскольку понятие "поэтическое слово" точно так же не определено, как и "бардовская песня". Как писал классик: "Вот и закончился круг!" Приведенная выше формулировка - не является определением, потому что содержит в свою очередь неопределённое понятие. Жалко, что и с такой красивой версией: "музыкальное интонирование поэтического слова" тоже случился облом.

Мне, как автору радиопрограммы о бардовской песне, присылали во множестве на отзыв и с просьбой "крутануть в эфире" такой "художественный продукт", в сравненье с коим вышеупомянутая "Марь Иванна" - просто вершина любовной лирики в изящной словесности. Корреспонденты представлялись "со всею скромностью": "Здравствуйте, я - поэт и композитор. В моём творчестве..." Без комментариев. Действительно, всякий имеет полное право реализовывать творческие порывы. Доводилось мне и воочию встречаться с ними. Многие оказывались хорошими ребятами, вполне состоявшимися в жизни, знатоками своей основной профессии, ударниками капиталистического труда и т.д. В незабвенные школьные годы они "проходили" предусмотренных программой по литературе поэтов, с отвращением заучивали стихи и впоследствии к этому предмету по доброй воле не возвращались. Во взрослой жизни они зачастую вообще ничего "литературного" не читают: ни прозы, ни стихов. Стало быть, собственные поделки им и сравнивать не с чем. Удивляться не приходится, что они совершенно искренне не видят разницы между высокой поэзией и самопальными виршами к юбилею начальства. Сдаётся мне: объяснить что-либо в такой ситуации невозможно в принципе. Вспоминается Михаил Аркадьевич Светлов: "Для того чтобы писать стихи, как это ни покажется вам странным, прежде всего нужно иметь талант" ...

Казалось бы, чего автор этих строк так придирается к вышеупомянутым сочинителям? Жалко ему что ли? Чем водку пить или колоться пусть уж лучше они песни сочиняют! С этим не спорю - есть такой резон, хотя немало примеров, когда эти занятия совмещают. Но есть тут ещё действительно серьёзное огорчение: наслушается вышеупомянутых ребят некий несведущий, но любопытствующий гражданин и сам себе скажет: "Так вот значит - что такое бардовская песня!" И это ещё не самый зловредный сюжет. Ежегодно в стране и за рубежами проводятся многие сотни фестивалей бардовской песни. При этом ( скажем крайне деликатно) различие художественных уровней этих мероприятий очень велико. Так вот имярек запросто становится Лауреатом некоего N-ского фестиваля по единственной причине: остальные участники были ЕЩЁ ХУЖЕ!!! Год спустя он уже сидит в жюри и успешно множит это кошмарное воспроизводство...

Вернувшись к теме, подведём предварительный итог. Очень похоже, что "бардовская песня" и "поэтическое слово" относятся к категории понятий, которым в принципе нельзя дать однозначное и точное определение. Например, подобные понятия существуют в науке. Думается, что и в искусстве подобное бывает. В подтверждение этой смелой мысли процитирую одного из любимых поэтов:

"Что такое поэзия? Этого я не знаю. Но если бы я и знал, что такое поэзия (ты простишь мне, неясная тень, этот плагиат!), то не сумел бы выразить своего знания или, наконец, даже подобрав и сложив подходящие слова, все равно никем бы не был понят. Вообще есть реальности, которые, по-видимому, лучше вовсе не определять. Разве есть покрой одежды, достойный Милосской богини?"

Иннокентий Анненский

В дополнение к сказанному поэтом... Чуть ли не от древних греков дошел до нас полезный совет на такой случай: "Если нечто принципиально не поддаётся определению, то взамен следует назвать характерные признаки, которые вы за этим "нечто" числите". Интересно, окажется ли эта задача проще применительно к так и не определённому жанру — "бардовская песня"?

Михаил Кане
К эссе Михаила Кане о бардовской песне (Профессор, д.ф.н. Е.В.Купчик)
 
   
 
Web-дизайн и разработка сайта Юлия Скульская
© 2017 Авторская песня Исая Шейниса