К эссе Михаила Кане о бардовской песне
По поводу определения бардовской песни. Я, как и ряд моих коллег, использую термин "авторская песня" - более традиционный и более "широкий". Представляется, что данный термин, в толкование которого входит непременное указание на приоритет словесной составляющей, более популярен у филологов. Взять хотя бы моих коллег - В.А. Зайцева (глава об авторской песне в вузовском учебнике по истории литературы), И.А. Соколовой (монография об авторской песне в историческом аспекте), книги В.И. Новикова , докторская диссертация А. Жебровской и др. А термин "бардовская песня" (это слово. кстати, комп упорно подчеркивает красным), как мне кажется. не содержит столь акцентированного указания на приоритет литературы. Надо сказать, здесь и фонетика работает. Слово "бард" звучное. резкое, аккордное. Вот как играет оно, перемигиваясь с соседями по тексту, в известных строчках: "По склону барды мчались бодро, / Мелькали бороды и бедра,/ Скакали спальники и ведра,/ Гитары прыгали в чехлах". И, наверное. не случайно в определениях авторской песни на первое место попадает поэзия ("поэтическая песня" и т.д.), а бардовской - звучание ("музыкальное интонирование поэтического слова" и др.). Но если с определениями как-то разобраться можно, поскольку какая-то общая база существует (согласимся: только профан может смешать в одном флаконе Кукина с Розенбаумом или обозвать бардом Григория Лепса), то вопрос о поэтическом слове действительно больной. Читала я слова о прекрасной даме и Марь Иванне - и вспоминала многочисленные случаи, когда мне, председателю жюри поэтических конкурсов, приходилось решать непростую задачу: объяснять человеку отличие "поэзии" от "не поэзии", стихов Бродского и Мандельштама от виршей Стаса Михайлова - как выяснилось, самого успешного исполнителя России (бедная моя страна!). "Простые" люди искренне недоумевают, почему хвалят Бродского - ничего же непонятно ! А вот у Стаса - все просто, ясно, от души. А эта убойная аргументация плохоньких авторов: "Ну и подумаешь, что рифмы плохие, зато от души!". "У меня скоро аллергия начнется на сочетание "душевная песня". Объяснять разницу между "стихами" и "не стихами" - все равно, что пытаться определять различие между хорошим вкусом и плохим. Обладатель хорошего это и так понимает (хотя с вербализацией обычно проблемы), а носитель плохого просто не поймет: о чем речь. И не метать бы бисер... Но это действительно надо бы сделать: подыскать нужные и убедительные слова. А то порой анализируешь чье-то творение - как диктант проверяешь, ошибки выискивая: тут рифма хромает, здесь порядок слов нарушен, там ударение неправильное и т.д. Но это элементарные вещи, и об этом скучно говорить. Зато в эти вещи можно пальцем ткнуть. А в отсутствие таланта, субстанции эфемерной, как ткнешь? Не поймут - с. Профессор, д.ф.н. Е.В.Купчик
|