![]() |
ВоспоминанияДрузья и современникиНачинающие АвторыПосле первой лекции профессор Максимов пригласил к себе на кафедру начинающих авторов со своими рукописями. Первым в сторону Олимпа шагнул не Шейнис, а Александр Кушнер Приземистый, большеголовый, толстогубый, с круглыми очками на пухлом носу. В руке он держал школьную тетрадку, свернутую в трубочку. — Коллега, прошу, — увлёк его за собой профессор. Шейнис тоже держал в руках тетрадь, но к профессору не пошёл. На галёрке решили, что калужанин просто поскромничал. Вскоре в литературном кружке состоялся вечер поэзии. Был диспут о модернизме. Затем читали стихотворения Блока, Брюсова и Маяковского. Читали много и долго. Аудитория притомилась. Вдруг на сцену поднялся Шейнис. Никто его не объявлял, никто не знал, что он собирается читать. Он был высок, уверенно нёс свою красивую голову с чёрными, густыми волосами. На миг сверкнул белозубой улыбкой. Ожили губы. Первые строки он, казалось, начал не проговаривать, а шептать, едва дыша: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою... Строки накатывались на слушателей мерно и упруго, как волны Финского залива. И становилось понятным, какой высоты и силы стихи признаёт Шейнис. И не рифмы, а мысли и чувства его волновали. Так же на одном дыхании он прочитал "О доблестях, о подвигах, о славе" и "О, я хочу безумно жить". В свои записи он так и не заглянул. Вскоре стало ясно, что стихи он читал, но в свою внутреннюю мастерскую в то время никого не пускал. По молодости, по соображениям, что, как у Ахматовой, его стихам ещё "настанет свой черёд". Случайно или нет, но именно им, восседающим на галёрке, Т.А.Шуб впоследствии поручил отвезти венок от института на могилу Блока в связи с его 75-летием. Они побывали на Волковом кладбище, на Литераторских мостках. Молча ходили среди полузаснеженных памятников писателям и поэтам. Курсовые работыВесь курс получил задание выбрать темы для курсовых работ о творчестве писателей и поэтов, русских, советских и зарубежных, С Шейнисом всё было ясно, он начал со стихов о Прекрасной Даме, а пришёл к поэме "Двенадцать". Юра Резников взялся за самую петербургскую тему — о героях романов Достоевского. Он стал задумчивым, консультировался у А.Долинина, засиживался в читальном зале библиотеки. Он охотился за докладами участников конференций и семинаров по Достоевскому. Он искал ответы. Зато Колесов колебался долго: ему хотелось заняться или Толстым, или Чеховым. Он понимал, как необъятен один, и насколько глубок другой. В конце концов он остановился на творчестве Тургенева. После долгих раздумий Малиенко решил для начала изучить роман Сервантеса "Дон-Кихот". Не раз и не два разгорался спор об источниках мыслей и идей древних и современных писателей. Почему одни становятся гениальными, а другие посредственными? Почему одни порождают мысли и идеи, волнующие веками, а другие становятся однодневками?.. "Да, тяжкое наше дело литераторское, — рассуждали на галёрке. — Вот, например, что случилось с Фадеевым?" Способности Исая проявлялись везде: на курсе, на сцене, в компании, в кругу близких друзей. У него был красивый волнующий тембр голоса. Он играл на семиструнной гитаре. Умел находить неравнодушных слушателей и "затягивать" их в дуэт, трио, хор. Он обладал даром товарищеского общения и дружеского прикосновения к плечу идущего рядом. С помощью театрального режиссёра Владимира Усова он взялся за постановку на институтской сцене французской пьесы "Шестой этаж". Убедил Колесова, Резникова, Малиенко и других сокурсников, что у них есть необыкновенные актёрские данные. Они поддались, и спектакль состоялся! Сам он по — взрослому сыграл роль молодого героя-любовника, походя создавшего тривиальную жизненную драму. Юра Колесов, отец героини, защищая свою дочь Соланж, с таким надрывом провел основную сцену, что зрители искренне поверили страданиям отца. Публика бушевала. Растроганный председатель профкома произнёс речь и вручил исполнителям бутылку шампанского и торт. К сожалению, шустрые первокурсники быстренько "увели" это подношение, несмотря на то, что по сцене, не выходя из образа, грозно ходил загримированный Резников в мундире полицейского. За кулисами, в окружении актёров, Исай бушевал: — Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Можем же, чёрт возьми, можем! Нас упрекают за простенький текст. Ерунда! Спектакль получился. Товарищу Усову ура! Момент ликования был увековечен на фотографии. "Стиляги"Следующий подвиг связан с танцевальными вечерами. Тут Шейнису уговаривать никого из друзей не понадобилось. Сам же, до выхода в свет, то есть в арендованный культсектором зал, отутюживал брюки, повязывал галстук и тщательно, стоя перед зеркалом, расчёсывал свою пышную шевелюру. Постепенно он всех научил повязывать галстуки. Резников смущался: "Я бы ходил на танцы. Но как подумаю, а если она откажет?". "Не волнуйся, Юра, — успокаивал Колесов. — Для таких, как ты, придуман "белый танец". Волнений прибавилось, когда в пристойные вальсы и танго начинал врываться дерзкий рок-н-ролл. Смельчаки демонстрировали своё искусство, пока не появлялись дежурные с красными повязками. Сразу возвращался фокстрот. Тогда же среди простой и скромной публики стали появляться стильные образцы. Возникли "стиляги", носители клетчатых пиджаков, зауженных брюк, ярких широких галстуков с обезьянами и обуви на толстой подошве. Комитеты ВЛКСМ направляли комсомольские патрули в рестораны и парки. Кстати, команда Шейниса никогда не отказывалась провести два-три часа на свежем воздухе, отлавливая нарушителей моральных норм. Брели по парковым аллеям при свете фонарей. Шейнис негромко напевал куплеты А.Вертинского: Мадам, уже падают листья. А "стиляги" в конце концов сошли на нет, униженные карикатурами в журнале "Крокодил". Увлекались баскетболом. Чаще всего сражались с командой истфака в спортзале института. Использовали высокий рост Шейниса, стоящего под кольцом. Победы или поражения заканчивались одинаково: дружно шли в буфет, где закупали 20 бутылок лимонада. Так восстанавливались силы. "Тренируйтесь, филологи, — язвил известный "историк" Стуканов, проходя мимо. — Мы вам покажем, как играют мастера". ![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
Web-дизайн и разработка сайта Юлия Скульская
© 2023 Авторская песня Исая Шейниса |